Последние новости

19.12.23
Одно из самых непростых направлений в служении Фонда - это добровольческая по
08.12.23
Многие из нас знают, что сейчас непросто некоторым семьям и с одним ребенком,
13.01.23
Чтобы праздник Рождественское Чудо для подопечных семей состоялся необходимо
02.01.23
Традиция дарения подарков (прежде всего детям) на Рождество Христово пришла к
31.12.22
Оформление подарков - это важный момент. По опыту прошлых лет мы убедились, ч

Расскажите о нас!

Промыслы женских монастырей России

 

information items 73Различные виды промыслов и рукоделия сопровождали существование женских монастырей на всём протяжении их истории. Уже в XI веке в первом русском женском монастыре появляется школа ремёсел для девочек.

Различия в видах монастырских промыслов и рукоделия объяснялись общественным и имущественным положением насельниц и, следовательно, богатством обители. Так, в течение 400 лет Новодевичий монастырь славился своими вышивками. «В нём были устроены мастерские и вышивание являлось местным значительным производством». Это было одной из главных специализаций этого монастыря, которая требовала больших средств и умений. Для этого оказались подходящие условия, поскольку монахини были в основном знатных княжеских и даже царских родов. В XVII веке особенное развитие здесь получило шитьё жемчугом.

Подобно общественному служению, государственная власть со временем стала регламентировать и монастырские промыслы. В 1724 году, в «Объявлении, когда и коей ради вины начался чин монашеский», Пётр I предписал монахиням «питатца рукоделием вместо пашни, а именно: пряжею на мануфактурные дворы». После этого появляются распоряжения об обучении монахинь новым видам ремёсел, например, выработки льняной пряжи высокого качества, для чего в монастыри направлялись специально обученные пряхи. Кроме обучения они должны были ознакомить с конструкцией своих прялок и помочь изготовить такие же на местах.

В московском Ивановском монастыре было несколько мастерских: златошвейная, живописная, шелкошвейная, ризная (изготовляла облачения и камилавки), мастерская, где шили белой и цветной гладью, портная (шили рясы и одежду для сестёр).

В Покровском Хотькове монастыре занимались золотым шитьём, изготовляли детали церковных облачений и утвари, вышивали ризы. В иконописной мастерской не только писали иконы, но и обучали этому искусству молодых послушниц. Другие рукоделия – отделка икон фольгой и бисером, изготовление цветов и восковых фруктов, вышивка гладью. В конце XIX века сестёр обучали искусству мозаики и фотографии (для этого приглашались светские учителя).

Кроме изготовления традиционных облачений и церковной утвари, в монастырских мастерских изготовлялась военная форма и знамёна для армии, а также – форменные парадные платья придворных дам (например, в Новодевичьем и Ивановском монастырях). Для производства этих предметов, украшенных в том числе и трудоёмким по технике золотым и серебряным шитьём, требовались навыки и опыт монастырских мастериц.

Прославленные монастырские мастерские работали и для зарубежных заказчиков. Арзамасский Алексеевский монастырь Нижегородской епархии был знаменит высоким качеством золотошвейных работ, поэтому заказы он получал из Молдавии, Греции, Константинополя, Иерусалима и разных губерний Российской империи. Именно здесь была выполнена часть убранства для храма Христа Спасителя.

Монастыри изготовляли как церковную утварь, так и предметы декоративного убранства интерьеров и изделия декоративно-прикладного искусства, в том числе из бисера. Изготовление шитых бисером кошельков было одним из традиционных промыслов Покровского Хотькова монастыря. Изготовляли монастыри и ковры, как по заказу частных лиц, так и для церковных нужд. Вязание в Нижегородской области как промысел первоначально возникло в Никольском монастыре, однако скоро вышло за его пределы и стало достоянием всего женского населения Арзамаса и окрестностей. В московском регионе регулярно проводились три знаменитые монастырские ярмарки. На них были представлены разнообразные изделия, выполненные руками сестёр.

Бабья шерстяная ярмарка у Ивановского монастыря состоялась впервые в 1654 году. Впоследствии проведение ярмарки в день монастырского праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи (29 августа по ст. ст.) стало традицией, сохранявшейся и во второй половине XIX века.

Многочисленные войны, в которых участвовала Россия, сделали незаменимыми навыки шитья и изготовления перевязочных материалов, которыми владели монахини всех монастырей, а также специальные медицинские навыки, которыми обладали некоторые представительницы русского монашества. Многие монастыри активно помогали государственным учреждениям в изготовлении перевязочных материалов и белья. Например, осенью 1914 года «Склад Ея Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны», не справляясь с изготовлением в полном объёме белья и тёплых вещей для нижних чинов действующей армии, попросил настоятельницу Вознесенского монастыря оказать помощь в шитье белья и тёплых вещей.

После революции некоторые женские общины, благодаря их навыкам шитья, сохранились сравнительно лучше мужских, поскольку «в первые месяцы Советской власти в Страстном, Никитском, Скорбященском монастырях монахини и послушницы организовали швейные мастерские, выполнявшие заказы для Красной Армии». К сожалению, такая ситуация продолжалась недолго, и скоро большинство обителей было закрыто.
(Источник Николо-Сольбинский женский монастырь)

Храни Вас Бог!

Приглашаем всех в нашу группу "Доброделие"!
http://vk.com/dobrodelie