«Как тот, - говорит святой Златоуст, кто не отвращается от чужих несчастий, никогда не испытывает страданий на самом себе, научившись сострадать другим; так и тот, кто не хочет переносить скорби сострадания, испытывает все это на себе.
Как в теле, если рука не будет сострадать загнившей ноге, очищать ее рану, прилагать лекарство и омывать гной, то сама испытает то же бедствие; если не хочешь послужить другому члену, будучи свободна от страдания, то сама на себе испытаешь это страдание, ибо зло распространившись, достигнет и до нее, и ей должно будет заботиться уже о не о служении другому члену, но о собственном исцелении и спасении –так точно и здесь: кто не хочет сострадать другим, тот пострадает сам»
Милосердие является в особом смысле божественной добродетелью. Если смирение это специфически тварная добродетель и о нем применительно к Богочеловеку можно говорить только по аналогии, то милосердие является специфически божественной добродетелью: у человека наблюдается лишь ее подобие.
Милосердие это прощающая любовь абсолютного Господа, сущности всех ценностей, которая снисходит к нам, даже если мы ее совершенно не заслужили. Оно ярче всего проявляется в отношении к грешному человеку. Ни одна притча не дает такого отчетливого представления о милосердии, как притча о блудном сыне. Поведение отца, который спешит навстречу своему раскаявшемуся сыну и даже жертвует ради него своим лучшим тельцом, говорит нам о собственно милосердной любви. Да и все Евангелие в целом дышит милосердием. Божье милосердие составляет основу христианского Откровения. Оно отменяет античную картину мира, в которой является противоречием Бог, снисходящий к нам в Своей любви; оно раздражает фарисеев, которые надеются только на справедливость закона.
Милосердие предполагает ситуацию, в которой мы благодаря своему вмешательству можем что-то изменить. Прежде всего, это можно сказать в отношении Бога; у нас, людей, это имеет место в очень ограниченных рамках. Напротив, сострадание не связано с данным условием. Если, например, человек тяжело переживает смерть близкого, то мы можем глубоко ему сострадать, а для реализации милосердия основания здесь отсутствуют. Этот момент тесно связан с тем, что милосердный всегда должен иметь «превосходство». Милосердие предполагает возможность как-то помочь, управлять ситуацией «сверху». Милосердным может быть только тот, кто имеет возможность простить долги, кто в состоянии, как здоровый, помочь больному, кто в силу своего священнического сана способен лечить душевные раны, кто может отказаться от каких-то прав и справедливых требований в угоду другому человеку. Тем самым милосердие четко отличается от сострадания.
#милосердие #милостыня #благотворительность