Многодетная семья - это исключительная ситуация, человеческая и духовная. Хор разных голосов, разнообразие характеров, которые тем не менее остаются близкими, родственными, вплетаются друг в друга. Когда встречаешь хорошие многодетные семьи, воочию наблюдаешь полноту и многогранность человеческого бытия. Отними одного, двух или трех маленьких обитателей дома - и картина сразу поблекнет, станет неполной. Этих душ будет не хватать, ведь они уже явили себя и стали неотъемлемой частью этого малого мира, своим бытием добавив смысла жизни всем остальным.
По-видимому, семья «малодетная», где родители решили ограничиться одним или двумя детьми, есть усеченное, недораскрытое явление. В ней попросту «не узнали» каких-то еще родственных душ, «не встретились» с ними и только потому по ним не скучают, считая свое положение естественным.
В многодетном семействе ярко проявлено богатство спасительных для души нравственных устоев. Перво-наперво, любовь, взаимопонимание и жертва родителей. Потом, отношения в детской среде: умение дружить, попечение о младших, уважение и подражание старшим.
При этом возникает нормальная жизнь внутри дома, которая делает именно семью, а не школу и подростковую среду, реальностью, определяющей устроение жизни ребенка. То, что в семье с одним- двумя детьми представляет собой постоянную проблему и муку, - как вовремя вернуть вечером ребенка со двора, как оттащить его за уши от телевизора или отговорить надевать вызывающий наряд - в семье, где дети с малых лет привыкли к общению между собой, скромным запросам, кооперации с родителями по разным бытовым повседневным темам, происходит само собой. Переходный возраст и юность детей в такой семье проходят значительно легче.
Весь вопрос в том, чтобы в доме целенаправленно создавалась эта плодотворная в духовном отношении обстановка, а не в том, чтобы просто родить много детей. Принципиально важно, чтобы члены семьи жили в поле постоянного сотрудничества, христианского научения, роста, совершенствования себя и своих отношений. В принципе, это возможно и там, где только один ребенок, и там, где их десять.
Супругов, которые по каким-то причинам не могут иметь много детей, малодетность нисколько не должна смущать. Их семья безусловно полноценна, только задачи у них более сложные: поддержать плодотворную духовную обстановку в обстоятельствах, когда так просто поддаться соблазну «жизни для себя» и избаловать свое единственное и неповторимое чадо. Многодетная семья от этого более защищена. Родителям здесь волей-неволей приходится оставить мысли об индивидуальном покое, комфорте и искать более деятельного счастья. Дети здесь также растут без преувеличенного внимания и излишней заботы. Здесь более естественен и востребован труд, поводы к которому городским родителям отыскать бывает непросто.
Не случайно современность рождает модель семьи с одним или двумя детьми. Дело не только в гедонизме и нежелании приносить родительские жертвы. Развитие цивилизации приносит повсюду примерно одинаковые плоды. В Китае, где есть устойчивая традиция многодетности, - культ семьи, но в больших городах все чаще встречаются похожие на европейские семьи в три-четыре человека. Изменяется молодежная обстановка, условия воспитания и нравы: молодые китайцы хотят путешествовать по миру, получать лучшее образование, зарабатывать деньги. Они ведут себя так же, как их сверстники на Западе, а может быть, даже еще более уверенно и раскованно.
Человек прошлого, как нам представляется, жил в куда более сдержанном, неярком, медленно текущем, молчаливом, с какой-то точки зрения даже более ограниченном внутреннем пространстве. Собственно чувства и способности его - мыслительная, творческая и прочие - оставались по нынешним меркам неразвитыми, невыраженными.
О своем «я» в норме ему приходилось вспоминать и размышлять куда реже, чем нам. Человек прошлого работал в охотку или спокойно, без скуки и раздражения, мог просидеть зиму, глядя в окно на заснеженные просторы. Его не мучил постоянный выбор наиболее удобных условий для себя, пути максимального удовольствия и наименьшего сопротивления. Он не вникал в оттенки слов ближних: с какой интонацией они что-то сказали и, соответственно, что при этом имели в виду.
Мы по сравнению с ним невротики, люди с непомерно раздутой рефлексией. Едва только приступив к работе, мы тотчас начинаем мечтать о времени, когда опять сможем насладиться свободой. Все внешнее, с чем сталкивает нас жизнь, проходит через мелкое сито скрупулезного разбирательства: до какой степени та или другая встреча, то или другое дело соответствуют нашему интересу, удобству, покою, желаниям. Норма - это когда мы предоставлены сами себе и сами выбираем себе времяпрепровождение (пресловутый досуг). Остальные занятия - не более чем прелюдия для досуга: сходить на работу, чтобы получить деньги и отдыхать; переделать домашние дела и отдыхать. Любое усилие должно с лихвой компенсироваться вознаграждением, иначе будет восприниматься как мука.
Это касается не только физического труда, в котором наши предки, по-видимому, пребывали так же просто, как и в отдыхе, но и любого усилия, в том числе связанного с общением, душевным творчеством, интеллектуальной работой. Оскудевает сам дух работничества, тяга к приложению внутренней энергии, отдаче, дарению, последовательному вложению сил в определенные жизненные предприятия, «дела жизни».
Понятно, как это меняет семью и отношение к деторождению. Воспитание детей не обещает особенных удовольствий, выгод и скорых дивидендов. Дети и досуг в современном его понимании совмещаются плохо. И если не получать удовольствия от повседневных забот и общения с детьми или хотя бы не привыкнуть делать изрядную долю дел «на автомате», жизнь домохозяйки с несколькими детьми покажется настоящей трагедией. Бывает, православная мамаша в целом не против заниматься детьми и домом, но рождает одного, другого - и неожиданно обнаруживает, что зашла в тупик, что живет в постоянном напряжении и от одной мысли, что к двоим постоянно орущим чадам добавится еще третий, ее в дрожь бросает. Ей начинает казаться, что все эти бесконечные подгузники, пеленки, болезни, кормления никогда больше не кончатся, что пока она будет со всем этим возиться, жизнь просто пройдет мимо.
Семьи, подкошенные бытовыми проблемами. Не говоря уже о тех случаях, когда в результате конфликтов брак распадается или, предположим, муж запивает. Более распространенная проблема - это общая скудость, вялость движений, отсутствие в семье не то чтобы активной духовной жизни, но всякого интереса, напрямую не относящегося к простейшим бытовым нуждам. Бесцветные взгляды, остывшие отношения, отсутствие цели, временами короткие стычки, цинизм в разговорах: дескать, идеал идеалом, а жизнь - вот она какая! Существование «по минимуму», с постоянными мечтами отдохнуть, отоспаться и чтобы тебя все оставили в покое.
Не надо подробно говорить, что такая «жизнь», во всей ее неприглядности и серости, - это собственный выбор супругов и плод их расслабленности, неумения наполнить энергией и смыслом семейные дела и общение. Мать здесь не шьет с дочерью одежды для кукол и скисает от одной мысли о стряпне в праздник. Отец не устроит лыжной пробежки и не смастерит для мальчишек наблюдательного пункта на дереве. Все вместе не соберутся в вечернее время читать по ролям какую-нибудь повесть или разыгрывать призы в викторину. Потому что душе не знакомо удовлетворение от усилия, труда, общего дела.
А ведь именно насыщенное интересом домашнее общение, простые и милые мероприятия еще поколение-другое назад составляли основу семейной культуры и самообразования, несли с собой «тихий свет детства» и на всю жизнь составляли основу привязанности родителей и детей. Наши дети в сравнении с этим живут в потрясающей скудости и однообразии. Притом что они лишены еще и возможности как следует набегаться на улице, наиграться в салочки и казаки-разбойники, накупаться в реке, половить рыбки и прочее, совсем не удивительна эта зевота, отсутствие инициативы и интереса ко всему, этакая старческая малоподвиж ность, рачение о своем комфорте и снисходительность. Неудивительна тяга к телевизору и подростковым компаниям, хоть как-то разнообразящим жизнь. Потому что родительский пример свидетельствует о том же: идти куда-либо, познавать новое, творчески относиться к тому, чем занят, необязательно.
Источник: Чудеса Православия
#деторождение #многодетность #семья