Благотворить - значит творить благо.
Как общественная система помощи нуждающимся благотворительность организовалалсь на Руси с принятием христианства, с основанием первых монастырей.Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. Пришедшие из Греции первые иноки принесли с собой не только врачебные знания, но и представление о врачевании как о подвижническом долге монахов. На протяжении многих веков монастыри наряду с религиозной деятельностью занимались врачеванием больных. Они накапливали медицинские знания и передавали их из поколения в поколение.
Москва исстари была не только городом с “сорока сороками” церквей, старинными усадьбами и причудливыми неповторимыми улочками, но и обителью милосердия, щедрой благотворительности. В московских благотворительных учреждениях, богадельнях, общинах сестер милосердия, детских приютах, больницах, училищах находили добро, приют и заботу многие сотни и тысячи москвичей и россиян. В Москве, принимавшем тысячи нищих со всей России, в прошлом веке не было голодных смертей, что большинство бездомных находило себе ночлег в приютах, богадельнях, ночлежках. Имущие и бедные отдавали нуждавшимся то, что имели: одни -- состояния, другие -- силы и время. Они получали удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие. Они оставили нам памятники человеколюбия, доброты и милосердия.
Щедрые пожертвования на развитие культуры и образования были привычной статьей расходов российских купцов.
Действительно, благотворительность являлась неотъемлемой частью деятельности купечества. На их добровольные пожертвования были построены и содержались многие храмы Орловской губернии, открывались книжные лавки, типографии, библиотеки для чтения. По данным на 1885 год, только в Орловской губернии действовало 14 типографий и 26 книжных лавок, из них 39, 2 процента книжных лавок и 62, 3 процента владельцев типографий принадлежала купеческому сословию.
Объективную и справедливую оценку благотворительности купечества дал русский историк М.П. Погодин: «Наши купцы не охотники еще до истории. Они не считают своих пожертвований и лишают народную летопись прекрасных страниц. Если бы счесть все их пожертвования за нынешнее столетие (ХIХ век), то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа. Велика роль купца и в благотворительности, и в искусстве, и в науке. И такая активность была правилом, а не исключением».
Причины благотворительности купцов Орловской губернии были такими же, как и у всего российского купечества: народная религиозная традиция, возможность заслужить прощение своих грехов за «благие дела». За значительные пожертвования правительство награждало купцов орденами, жаловало чинами и званиями; крупные жертвователи имели возможность занимать почетные должности в городском самоуправлении. Кроме присвоения почетных званий представители купеческого сословия христианского вероисповедания за «оказанные отечеству особенно важные заслуги» удостаивались чести награждения орденами и медалями «по особенному Высочайшему благоволению». Оговаривалось, что денежные пожертвования, благотворительность не являются основанием для награждения. Однако «за отличное усердие и особые труды купец мог получить орден Владимира. Братья Федор и Николай Адамовы «высочайше награждены орденом Святой Анны 3-й степени за усердие и их значительные пожертвования на пользу церквей и на нужды просвещения.
Благотворительность купеческого сословия, в том числе и орловского, следует рассматривать под углом синтеза нескольких побудительных причин – добровольности, личных качеств жертвователей и традиций своего времени. При этом традиционные формы благотворения обогащались новыми веяниями: создавались всевозможные общества по распространению знаний, строились учебные заведения, открывались бесплатные библиотеки.
Большое значение имело патриотическое чувство «малой родины», которое не допускало, чтобы молва приписывала соседям большую щедрость. Нельзя исключать и нажим на купцов со стороны местной администрации, которая хотела продемонстрировать правительству свою общеполезную деятельность и инициировала купцов делать крупные пожертвования на какие либо проекты, в том числе и образовательные. Благодаря благотворительности купеческого сословия обеспечивался за сравнительно небольшой исторический период достаточно высокий уровень воспитания и образования в различных видах образовательных учреждениях Орловской губернии; пополнялись необходимой литературой существовавшие при них библиотеки.
Благотворительность как заповедь.
В самом деле, если посмотреть в Евангелие, то одна из наиболее ярких Христовых притч, рассказывающих о жизни будущего века, это притча о богаче и Лазаре. И богач в этой притче наказан именно за неблаготворение к бедному и страдающему Лазарю. Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на эту главу говорит о том, что материальное богатство, которое есть у нас, это "богатство неправедное", так как оно не наше в полном смысле этого слова, но Божие и дано нам "для употребления на нужды братьев и сослужителей". Наш же удел - "богатство небесное и божественное". Ясно, что сознательное сопротивление такому Богом данному порядку вещей, пристрастие к материальному богатству и презрение нуждающихся, есть ни что иное, как нарушение Божией заповеди.
Благотворительность имеет огромное воспитательное значение, пробуждает в человеке чувства солидарности, сострадания, сопричастности и ответственности за происходящее рядом с ним. И об этом всегда надо помнить, и беречь, и приумножать милосердие.
Храни Вас Бог!
Материалы взяты отсюда: http://www.cogita.ru/grazhdanskaya-aktivnost/byullete..