Иоанн Кронштадтский о милостыне: Милостыня есть семя; если желаешь, чтобы она принесла добрый и сторичный плод, сделай это семя добрым, подавая в простоте и от доброго, милостивого, сострадательного сердца, да будь уверен, что не столько теряешь или, лучше, нисколько не теряешь, а приобретаешь беcконечно больше через тленную милостыню, если подаешь от доброго сердца, с верой в Мздовоздаятеля, а не из корыстных или себялюбивых видов. Сказано: Мне, вашему Господу, сотворили, сотворив милость одному из сих братьев Моих меньших (Мф. 25:40).
Каждый день просят у тебя милостыни — и давай каждый день охотно, без озлобления, грубости и ропота: ты не свое, а Божие даешь Божиим чадам крестоносным, едва имеющим где главу приклонить; ты приставник Божия достояния, ты слуга вседневный меньшей братии Христовой, исполняй дело свое с кротостью и смирением, не скучай им. Христу, Судии и Мздовоздателю, служишь: великая честь, высокое достоинство! С радостью твори дела добрые. Просто, без больших трудов приходят тебе деньги; просто, не думая много, и раздавай их. Щедро вознаграждаются твои труды — будь щедр к другим сам. Не по заслугам вознаграждаются — не по заслугам и другим давай, а ради их нужды.
Милостыня человеческая подозрительна: боится, как бы не дать тому, кто имеет, или не дать много. Милость же Господня не такова: благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его (Пс. 144:9).
Тот подает истинно милостыню, кто подает от сердца и любящим сердцем. Тот истинно милостивый, кто беседует со всяким сердечно, а не умом или устами, кто отдает всякому искреннее, сердечное почтение, кто проповедует слово Божие и служит от истинного сердца, нелицемерно, — словом, кто объемлет всех и носит всех любовью в сердце своем, презирая все вещественное, что становится препятствием в любви между им и ближним, — тот истинно милостив.
Все ли равно: если ручеек течет небольшой струйкой и напояет, хотя немного, жаждущую землю и если вовсе не течет и оставляет ее совсем сухой? Конечно, не все равно. Так, лучше подавать хотя небольшую милостыню, чем вовсе не подавать.
Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу, по писанному: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:40). Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим; знай, что твоя милостыня есть земля и прах; знай, что с вещественной милостью непременно должна об руку следовать духовная: ласковое, братское с чистосердечной любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида. Раздавай, — сказано, — в простоте, благотвори с радушием (Рим. 12:8). Смотри же, не отнимай цены у своей милостыни вещественной через неоказание духовной. Знай, что Владыка на суде и добрые дела будет испытывать. Помни, что для человека небо и земля, ибо ему соблюдается наследство нетленное на небесах (Пет. 1:4); для человека Бог Отец Сына Своего единородного не пощадил, но за него отдал на смерть. Диавол, по нашему лукавству, запинает нас в добрых делах наших.
Все жертвы и милостыни нищим не заменят любви к ближнему, если нет ее в сердце; потому при подаянии милостыни всегда нужно заботиться о том, чтобы она подаваема была с любовью, от искреннего сердца, охотно, а не с досадой и огорчением на них. Само слово «милостыня» показывает, что она должна быть делом и жертвой сердца и подаваема с умилением или сожалением о бедственном состоянии нищего и с умилением или сокрушением о своих грехах, в очищение которых подается милостыня; ибо милостыня, по Писанию, может очищать всякий грех (Тов. 12:9). Кто подает милостыню неохотно и с досадой, скупо, тот не познал своих грехов, не познал самого себя. Милостыня есть благодеяние прежде всего тому, кто ее подает.
Источник: Азбука.ru