Есть добродетель, без которой невозможно получить спасение и избавиться от греха. Эта добродетель более всего делает нас подобными Всемогущему Богу и будучи свойством Всемогущего Бога, она так же всемогуща. Речь идет о милосердии. Cпособность к духовному милосердию дается не сразу, а развивается постепенно через совершенствование в милосердии телесном, имеющем свои степени и правила. У желающих обучиться милосердию естественно возникают различные недоумения и вопросы, ответы на которые можно найти у преуспевших в этом делании.
К примеру, для желающих выработать привычку подавать милостыню всегда, преп. Варсонофий Великий советует напоминать себе о воздаянии, обещанном Богом, и начинать с самых последних вещей, то есть сначала отдавать то, что не нужно. «Давай сначала то, без чего можешь обойтись, – говорит св. Иоанн Златоуст, – потом дойдешь и до того, что отдашь все что имеешь». На вопрос, что давать нищим, преп. Варсонофий отвечает словами Писания: «Яко обретает рука твоя (Еккл. 9;10), или немного хлеб, или монеты, только подавай без скорби, со страхом Божиим».
А если при желании подать милостыню возникает сомнение о необходимости это делать в отношении того или другого? В этом случае важно выявить причину производящую сомнение. «Испытай помысл, – говорит преп. Варсонофий, – не сразу подавай и если найдешь, что он (помысл) делает так по скупости, то дай еще больше, нежели хотел и это вменится в милостыню». Если же сомнение вызывает сам нищий, то пусть подающий поступает так, как ему кажется справедливей.
По учению св. Иоанна Златоуста нужно подавать без всяких подозрений, упреков и обвинений в праздности. Он вообще был сторонник того, чтобы подавать всем без рассуждения: «Если придет бедный, имеющий нужду в хлебе, тысяча у тебя упреков и клевет, обвинения в праздности, злословия, оскорблений, насмешек, и не подумаешь о себе, что ты живешь в праздности, однако же Бог дает тебе блага Свои». Поступать надо так же как поступает Господь, в равной мере давая блага и праведным и неправедным (Мф. 5;45). Поэтому «не в лености должен ты упрекать, но подавать руку помощи, не нравы осуждать, а утолять голод». Если даже нищий лицемерит, но лицемерит скорее от нужды и бедности. По мнению Златоуста, истинная милостыня тогда и бывает, когда она оказывается грешникам; милосердие в том и состоит, что милуют не тех, которые исправны, а тех, которые согрешили, когда увидишь кого-нибудь страждущего – не исследуй о нем ничего, он имеет право уже потому, что страждет. Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение, злые они или добрые, все, кто в опасности имеют возможность спастись в пристани.
Тайная милостыня позволяет человеку свое сознание отвратить от внешнего фактора, ведущего к тщеславию, к внутреннему и сосредоточиться на рассмотрении различных движений, возникающих в душе во время совершения актов милосердия.
Евангельское милосердие появится только тогда, когда человек приобретет смирение, потому что на смирении основывается настоящая любовь и настоящее милосердие. Кто не отвергает сего и не погубляет души своей (Лук. 17;33), как требует того Евангелие, кто действует по влечению чувств сердечных от движения крови, тот непременно осуществляет свое «я», видит добро в своих действиях, оживляет падение в себе и приобретает мало-помалу высокое мнение о себе. В таком случае, как говорит св. Иоанн Златоуст, это «не есть уже дело милосердия, но тщеславия и жестокосердия, ибо, когда ты подаешь милостыню не из милосердия, но для того, чтобы показать себя, тогда она не
только есть не милостыня, но даже обида, ибо сим ты публично осмеиваешь брата своего».
#милосердие #милостыня #Димитрий_Солунский