Последние новости

19.12.23
Одно из самых непростых направлений в служении Фонда - это добровольческая по
08.12.23
Многие из нас знают, что сейчас непросто некоторым семьям и с одним ребенком,
13.01.23
Чтобы праздник Рождественское Чудо для подопечных семей состоялся необходимо
02.01.23
Традиция дарения подарков (прежде всего детям) на Рождество Христово пришла к
31.12.22
Оформление подарков - это важный момент. По опыту прошлых лет мы убедились, ч

Расскажите о нас!

Беседа о милосердии

88767Есть добродетель, без которой невозможно получить спасение и избавиться от греха. Эта добродетель более всего делает нас подобными Всемогущему Богу и будучи свойством Всемогущего Бога, она так же всемогуща. Речь идет о милосердии.

Cпособность к духовному милосердию дается не сразу, а развивается постепенно через совершенствование в милосердии телесном, имеющем свои степени и правила. У желающих обучиться милосердию естественно возникают различные недоумения и вопросы, ответы на которые можно найти у преуспевших в этом делании.

К примеру, для желающих выработать привычку подавать милостыню всегда, преп. Варсонофий Великий советует напоминать себе о воздаянии, обещанном Богом, и начинать с самых последних вещей, то есть сначала отдавать то, что не нужно. «Давай сначала то, 
без чего можешь обойтись, – говорит св. Иоанн Златоуст, – потом дойдешь и до того, что отдашь все что имеешь». На вопрос, что давать нищим, преп. Варсонофий отвечает словами Писания: «Яко обретает рука твоя (Еккл. 9;10), или немного хлеб, или монеты, только подавай без скорби, со страхом Божиим».

А если при желании подать милостыню возникает сомнение о необходимости это делать в отношении того или другого? В этом случае важно выявить причину производящую сомнение. «Испытай помысл, – говорит преп. Варсонофий, – не сразу подавай и если найдешь, что он (помысл) делает так по скупости, то дай еще больше, нежели хотел и это вменится в милостыню». Если же сомнение вызывает сам нищий, то пусть подающий поступает так, как ему кажется справедливей.

По учению св. Иоанна Златоуста нужно подавать без всяких подозрений, упреков и обвинений в праздности. Он вообще был сторонник того, чтобы подавать всем без рассуждения: «Если придет бедный, имеющий нужду в хлебе, тысяча у тебя упреков и клевет, обвинения в праздности, злословия, оскорблений, насмешек, и не подумаешь о себе, что ты живешь в праздности, однако же Бог дает тебе блага Свои». Поступать надо так же как поступает Господь, в равной мере давая блага и праведным и неправедным (Мф. 5;45). Поэтому «не в лености должен ты упрекать, но подавать руку помощи, не нравы осуждать, а утолять голод». Если даже нищий лицемерит, но лицемерит скорее от нужды и бедности. По мнению Златоуста, истинная милостыня тогда и бывает, когда она оказывается грешникам; милосердие в том и состоит, что милуют не тех, которые исправны, а тех, которые согрешили, когда увидишь кого-нибудь страждущего – не исследуй о нем ничего, он имеет право уже потому, что страждет. Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение, злые они или добрые, все, кто в опасности имеют возможность спастись в пристани.

Тайная милостыня позволяет человеку свое сознание отвратить от внешнего фактора, ведущего к тщеславию, к внутреннему и сосредоточиться на рассмотрении различных движений, возникающих в душе во время совершения актов милосердия.

Евангельское милосердие появится только тогда, когда человек приобретет смирение, потому что на смирении основывается настоящая любовь и настоящее милосердие. Кто не отвергает сего и не погубляет души своей (Лук. 17;33), как требует того Евангелие, кто действует по влечению чувств сердечных от движения крови, тот непременно осуществляет свое «я», видит добро в своих действиях, оживляет падение в себе и приобретает мало-помалу высокое мнение о себе. В таком случае, как говорит св. Иоанн Златоуст, это «не есть уже дело милосердия, но
тщеславия и жестокосердия, ибо, когда ты подаешь милостыню не из милосердия, но для того, чтобы показать себя, тогда она не только есть не милостыня, но даже обида, ибо сим ты публично осмеиваешь брата своего».

Источник: Азбука Веры